Откуда в “Макдональдсе” приличный кофе? (и причем здесь b2b маркетинг)

Кофе из макдональдса

Именно такой вопрос я задал на первом занятии школы бариста.

Ответ преподавателя, прямо скажем, меня удивил.

Немного технических подробностей. Профессиональные бариста (не путать с барменами) готовят кофе на “рожковых” кофемашинах, которые выглядят примерно так:

Обратите внимание на черные ручки, которые присоеденены к железным резервуарам — это и есть рожки (холдеры) — в них насыпается молотый кофе, через который затем пропускается под высоким давлением пар, результатом чего становится эспрессо.

Несмотря на кучу встроенной в машину автоматики, итоговое качество напитка очень сильно зависит от человеческого фактора. Приведу несколько способов запороть процесс:

– Неправильный помол кофе (слишком крупно или слишком мелко)
– Насыпать в холдер неправильное количество кофе (меньше 7 или больше 9 грамм)
– Плохо запрессовать или не выровнять кофе
– Не разогреть машину перед приготовлением кофе
– Подать кофе в неподогретой чашке

И это лишь ма-а-а-лая часть возможных “косяков”, каждый из которых существенно портит вкус напитка.

Найти хорошего бариста — задача не из тривиальных. Обучение же “с нуля”, учитывая огромную текучку кадров, получается очень затратным. Так что экипировать крупную сеть кофеен специалистами высокого уровня практически нереально.

Решением проблемы стали так называемые “cуперавтоматы” — машины, которые выдают напиток приемлемого качества и при этом требуют от персонала гораздо меньше сноровки, чем “рожки” (обратите внимание на отсутствие холдеров и наличие встроенной кофемолки):


Да, кофе из “суперавтомата” по вкусу будет уступать напитку, сделанному бариста-виртуозом на “рожке”. Но это будет разница из разряда “хорошо против отлично”, которую большинство людей  все равно не заметят.

Теперь самое смешное. Несмотря на очевидные преимущества “суперавтомата”  многие “крутые сетевые кофейни” ворочают носом и нудят о том, что “такой варварский подход убивает душу напитка”.  И как итог получают убийственные скачки качества от заведения к заведению. Каждый посетитель становится участником лотереи, где под одной и той же вывеской можно получить отличный кофе или схлопотать пищевое отравление. Уж как повезет.

Проведя несложную аналогию, легко заметить признаки “рожкового синдрома” в продажном процессе очень многих бизнесов:

“Мой лучший сейлз проходит секретарей как нож сквозь масло — зачем мне директ-мейл?”

“Я — собственник с 25 летним стажем, пережил смену власти и три кризиса, так что при личном общении с другим собственником создам доверие лучше любого кейс-стади

И так далее…

Продолжать ремесленничать и делать все продажи руками (когда каждая коммуникация с клиентом уникальна как снежинка и, к тому же, полностью зависит от человеческого фактора)? Или все-таки начать процесс перехода на “автомат”, создав маркетинговую систему, которая полностью возьмет на себя 2/3 “воронки”?

Выбор за вами.

–dg

P.S. Возвращаясь к теме письма. Естественно, в макдональдсе стоят “суперавтоматы”. И в “старбаксах” тоже.

P.P.S. Не забудьте зарегистрироваться на сайте и получить комплект бесплатных материалов по b2b маркетингу

 

Даниил Гридин — самый востребованный русскоязычный эксперт в области системного b2b маркетинга для сложных рынков.
Ключевые рынки: IT и другие сложные услуги, наукоемкое производство, дистрибуция промышленного оборудования.
География проектов: СНГ, Западная Европа, Центральная Азия, Ближний Восток, Северная Америка.
Подробнее


Опубликовать ссылку в Твиттер: